Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Кисть художественная

Кисть — инструмент для покраски и живописи. Кисти делаются из щетины и хвостовых волосков различных животных, а так же из синтетических материалов.

История

Кисти использовались, вероятно, очень давно; на одной помпейской картине изображён человек, который чистит щеткой сукно, а производство кистей произошло из щетинного, щёточного. Однако энкаустика древних, по-видимому, не нуждалась в кистях. В сочинении Ченнани (1437) описывается выделка кистей из хвостиков, их выварка, связывание и вставка в перья орлиные, гусиные, куриные или голубиные. Щетинные кисти также были известны в XV столетии. Больцен (1522) описывает делание кистей (Bensel) из беличьих хвостов. Герард Доу (1613—1675) сам приготовлял себе не только краски, но и кисти. Во времена Ван Эйка все художники делали себе кисти и краски.

Детали конструкции

Каждая кисточка состоит из трех элементов: ручки, волосяного пучка и обоймы (цоколя). От их качества зависит, удобно ли будет рисовать и то, насколько долго будет служить кисть.

Ручка

Этот элемент может быть изготовлен из пластика или дерева. Первый вариант — это наиболее недорогие инструменты среднего уровня, а значит, художникам и тем, кто решил всерьез заняться живописью, больше подойдут изделия с ручкой из дерева.

Обратите внимание на следующие детали:

  • Кисточку должно быть приятно держать в руке. Несмотря на субъективность, этот критерий является важным, ведь инструментом, который вам не нравится, не хочется писать.
  • Хорошая ручка имеет гладкую поверхность без дефектов. Она может быть покрытой лаком или краской. Такие кисти наиболее долговечны, т. к. меньше теряют форму от воздействия влажности. Впрочем, многие художники предпочитают простые ручки из дерева.
  • Основа должна быть изготовлена из твердой породы древесины, например, березы или дуба. Такие кисти служат дольше, они не меняют форму под воздействием воды и других веществ.
  • Удобная длина. Детям и школьникам обычно рекомендуют кисти с ручкой до 15 см. Взрослым для работы с акварелью стоит взять инструмент длиной около 20 см, с маслом – 30–35 см.

Цоколь

Качественная обойма плотно обхватывает ручку, соединяя ее с волосяным пучком. Цоколь не должен болтаться или проворачиваться. Если кисть имеет указанные недостатки, она не подходит для рисования, т. к. у вас не получится контролировать форму и силу мазка.

Хорошая обойма не имеет шва, благодаря чему кисточку удобно держать в руке.

Чаще всего эту часть выполняют из латуни или никеля с хромированным или другим защитным покрытием. Качественная обойма рассчитана на контакт с жидкостями, со временем она не ржавеет.

Волосяной пучок

Эта часть кисти является наиболее важной, от ее качества зависит то, насколько удобным и контролируемым будет мазок. Волосяной пучок может отличаться по длине, форме, материалу, а также другим качествам.

Обратите внимание, что

  • Волоски должны быть эластичными.
  • Форма хорошей кисточки сохраняется при намокании.
  • Качественное крепление волосков: они не должны выпадать при касании.
  • Клей, которым закреплены волоски, не должен выходить за края обоймы, это ухудшает гибкость кисти.

Материал

При выборе кисти одним из основных критериев является материал, из которого сделан волосяной пучок. Различают натуральные и синтетические кисти.

Натуральные кисти

Пучок в таких изделиях делают из шерсти различных животных. Эти кисти представлены в большом ассортименте, среди них можно найти вариант для работы с акрилом, темперой и другими красками. Рисовать этим инструментом будет удобно как новичкам, так и профессионалам.

Универсальные

Колонок — один из наиболее популярных волосков. Лучшие колонковые кисти производят из зимней шкурки самцов животных. Они считаются универсальными и подойдут для живописи маслом или акрилом (для выписывания мелких деталей). Также рисовать ими можно водорастворимыми красками.

Волоски колонка тонкие и упругие, с ними будет комфортно работать даже начинающим художникам. Из него делают кисти разных форм.

Для акварели

Волосок беличьей кисти тонкий и мягкий. Он дает возможность контролировать текучесть краски. Кисти подходят для выписывания мелких деталей. Но из-за мягкости новичкам понадобится некоторое время, чтобы освоить этот инструмент. Кистью можно работать с акварелью, гуашью и темперой.

Козьи кисточки стоят недорого и подойдут тем, кто пробует себя в акварели. Хотя по мягкости они уступают белке, рисовать ими комфортно. Также козий волос подходит для каллиграфии, росписи керамики, работы с воском, т. к. он хорошо выдерживает высокие температуры. Такая кисточка мягкая и в тоже время упругая, она неплохо держит краску, но впитывает небольшое количество воды. Их часто рекомендуют для обучения детей.

Соболиные кисточки — это дорогой художественный инструмент, они долговечны и высоко ценятся профессионалами. По уровню мягкости они находятся посередине между белкой и колонком. Кистями удобно проводить тонкие линии, они подходят для лессировкой, т. к. не затрагивают нижних слоев. Соболь впитывает большое количество краски и равномерно прокрашивает поверхность. Кисточка позволяет работать как сухими, так и мокрыми техниками. Она подходят для гуаши, акварели и темперы.

Пони — это распространенный вид упругих кисточек, ими создают рисунки акварелью или гуашью. Особенность волосков состоит в том, что они быстро поглощают краску, но отдают ее медленно. Они хорошо сохраняют форму, но не имеют заостренной вершинки.

Для масла

Щетинные кисти достаточно упруги. Благодаря тому, что некоторые волоски немного расщеплены, они быстро впитывают краску. Кисти имеют доступную цену, но во время использования быстро теряют свои качества. В основном ими рисуют маслом или акрилом. Также можно попробовать их для работы с гуашью. Кисти могут быть плоскими или круглыми. Хорошая кисть из щетины должна пройти обработку: вываривание и выбеливание.

Кисти из мангуста хорошо удерживают краску и отличаются упругостью. По мягкости занимают промежуточное положение между соболем и щетиной. Они подходят для работы с маслом и акрилом. Отличить такие кисточки просто благодаря характерной черно-белой расцветке.

Волос барсука мягче щетины, он подходит для смешивания масла или акрила. Кисть имеет необычную форму, утолщение волоска находится ближе к краю, благодаря чему кисточка пушистая. Часто из такого волоса изготавливают флейцы или кисти-веера.

Для живописи маслом, гуашью или другими плотными красками подходит ушной волос. Он упруг, прочен и может иметь достаточную длину. Такие кисти не сужаются к кончику. Чаще всего из них делают толстые кисти для покрытия больших поверхностей.

Синтетические кисти

Такие художественные инструменты представлены широко, среди них есть кисти для масла, акварели и других красок. Благодаря тому, что технология производства освоена хорошо, сегодня они почти ничем не уступают натуральным. Кроме того, синтетические кисти имеют небольшую цену, что делает их востребованными как среди профессиональных художников, так и в среде аматоров. Также их часто покупают детям. Особенно удобны в работе искусственные кисти с белыми волосками, они позволяют точно видеть оттенок краски.

Характеристики этих инструментов художника зависят от материала. Так, нейлоновые волоски подходят для тяжелых красок. Для акварели стоит приобрести инструменты из полиэфиров. Из недостатков нужно отметить, что такие кисти менее стойки к механическим воздействиям, чем натуральные. Но они хорошо выдерживают яркий свет, контакт с разбавителями, влагой и т.п.

Смешанные кисти могут состоять как из разных натуральных волосков (например, белки и щетины), так и включать синтетику. Такие кисточки необходимы для достижения специальных эффектов. Иногда в этом классе можно найти неплохую замену более дорогим инструментам.

Размер

Тонкие кисточки подходят для работы с мелкими деталями изображения, создания линий, ретуши; средние — для основных работ, поэтому такие изделия художники покупают в нескольких экземплярах. Толстые кисти помогают быстро заполнить большой участок картины, также они необходимы для живописи на большом полотне.

Существуют европейская и российская системы классификации размеров кистей. Они похожи тем, что тонкие кисти имеют самые маленькие номера. Однако европейская система стандартизирована, самая толстая кисть в ней имеет №16. В тоже время российские производители обозначают цифрой диаметр волосков возле цоколя. Эту разницу стоит учитывать при выборе инструмента, т. к. изделия с одним и тем же номером могут немного отличаться.

Выбор

Если вы ищите свои первые кисти, стоит включить в набор 1 тонкую, 2 средние и 1 толстую кисть. Средние по толщине кисти можно выбрать с волосяными пучками различной жесткости. Это поможет понять на практике, чем отличается, например, белка и пони.

Также при выборе кисти ориентируйтесь на предложенные нами критерии качества и советы о том, какие из них подходят для различных видов красок. Новичку необязательно покупать профессиональный художественный инструмент, достаточно будет просто качественной кисти. Когда вы ощутите возможности инструмента, будет легче выбрать новую кисть для тех или иных задач.

Система комментирования SigComments

Не нашли что искали? Вы можете оставить заявку, в форме обратной связи.

Портал Gosstanart.info не осуществляет коммерческой деятельности, не сотрудничает с рекламодателями, производителями товаров и компаниями предоставляющими услуги. Просьба, не обращаться с коммерческими предложениями! Вся информация, представленная на портале, результат независимых исследований и является свободно распространяемой информацией.

Главная   Новости портала   Черный список   Архив    Обратная связь